О храме

Храм Успения Пресвятой Богородицы
(Ивановская область, Комсомольский район, село Кулеберьево, ул. Центральная, 26)

 

Фотографии: Александр Сорокин (кроме архивных)

*****************************************************************

В XVII в. в селе существовал деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1791 г. Из письменных источников известно, что в храме хранилось Евангелие 1657 г. из Никольской пустыни с. Писчугово с дарственной надписью «В 1661 г. 14 июня приложена сия книга в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кулеберьево». В конце XVIII в. начали строить каменный Успенский храм с зимним приделом свт. Николая Чудотворца. Придел освятили в 1791 г., а главный престол — в 1799 г. В 1856 г. придел был упразднён, а вместо него построен зимний однопрестольный храм, который освятили 22 мая 1852 г. в честь свт. Николая. Святыней храма считалась почитаемая чудотворной икона Успения Божией Матери. В 1941 г. летний храм был закрыт и в дальнейшем использовался под зерносклад. Зимний храм свт. Николая в 1952 г. был разрушен.

В настоящее время возвращена верующим. Престольные праздники: 15/28 августа.

*****************************************************************

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, кон. 18 в. Расположена при въезде в село, на высоком обрывистом берегу р. Ухтохма; замыкает перспективу широкой улицы. Построена вместо сгоревшей деревянной в 1791-99 гг. из кирпича и побелена по кладке. В 1856 г. рядом была возведена каменная тёплая Никольская церковь (не сохр.). Своеобразный сельский храм, в архитектуре которого формы барокко сочетаются с элементами классицизма, отличается выраженным вертикализмом объёмной композиции.

Главный объём представляет собой высокий двусветный четверик, несущий восьмерик с купольной гранёной кровлей удлинённых пропорций. Последний завершён световым восьмигранным барабаном и главкой на тонкой шейке. С основным объёмом контрастируют прямоугольные алтарь и трапезная, равные по высоте первому ярусу четверика и имевшие прежде более крутые кровли. Стройная колокольня состоит из трёх последовательно уменьшающихся четвериков (нижний двухъярусный), увенчанных тонкой главкой над выпуклой четырёхгранной кровлей с люкарнами.

Сочетание стилей особенно заметно в декоре, причем нижние части храма имеют раннеклассицистическую трактовку, а верхние — барочную. Углы четверика, алтаря и трапезной, а также нижнего яруса колокольни рустованы, в завершении их проходит антаблемент с сухариками в карнизе; все стороны четверика и второго яруса колокольни венчают фронтоны. Прямоугольные окна четверика, алтаря и трапезной заключены в рамочные наличники с досками вверху и внизу. Грани восьмерика фланкированы парными пилястрами; окна здесь арочные (частью ложные), в нарядных барочных наличниках с ушами, фартуками и сандриками-бровками. Пилястры помещены также на флангах верхних ярусов колокольни, причем ярус звона имеет скруглённые углы и люкарны в куполе. В нижние ярусы колокольни стиль барокко «проник» в виде обрамлений небольших киотов и окон.

Центральное помещение перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом на двухступенчатых тромпах при переходе к восьмерику и со световым кольцом в центре: у алтаря и трапезной — полулотковые своды с распалубками.

Первоначальная клеевая живопись 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма сохранилась в своде и восьмерике. На стенах — масляная живопись в позднеакадемической манере, относящаяся ко 2-й пол. 19 в. В своде написана «Хвалебная песнь Новозаветной Троице» с уравновешенным расположением фигур и чётким делением композиции на две части: в основании — фигуры святых, а над ними — летящие ангелы. Библейские и евангельские сцены размещены в два яруса: в верхнем — в простенках между окнами и в арочных нишах, в нижнем — три композиции между тромпами (кроме западной стены). На восточной грани нетрадиционно помещена композиция «Нагорная проповедь» (обычное её местоположение — на западной стене), диссонирующая с «Распятием» в завершении иконостаса.

На стенах евангельские сюжеты также имеют ярусное построение, здесь они расположены в три яруса; в откосах окон второго света в филёнках помещены изображения святых. Орнаментальная живопись на тромпах и над ними типична для 2-й пол. 19 в.

Замечательным произведением кон. 18 в. является барочный иконостас (сохр. фрагментарно). Первоначально это было, видимо, трёхъярусное, в семь осей сооружение с небольшими заворотами на стены. Центр его фланкирован двумя плавно изогнутыми выступами, несколько меньше выдвинуты боковые части. Широкий антаблемент (почти полностью утрачен) над первым ярусом имел резкие скругления по краям. Над венчающим крепованным антаблементом пластичного рисунка в центре возвышаются единственные уцелевшие иконы в фигурном барочном обрамлении: «Новозаветная Троица» и святые по сторонам ( кон. 18 — нач. 19 в.). В завершении — выразительное скульптурное «Распятие».

Березин, Добронравов, 1896, с. 121—123.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 506-507.